Ваше мнение

Где отдыхаете?

Быстрый поиск

Информация


Последние новости и статьи

 
Национальный заповедник «Анакопия» (Абхазия)
Интересно посетить

Группа активистов, занимающихся защитой памятников природы и культуры, создала в 1990 году Анакопийский заповедник. Его работа была прервана начавшейся в 1992-1993 годах Отечественной войной в Абхазии. Заповедник вновь был открыт в мае 2002 года. Сегодня он называется Национальным Новоафонским историко-культурным заповедником «Анакопия» и в качестве структурного подразделения относится к Управлению государственной охраны историко-культурного наследия. Заповедник находится в центральной части Нового Афона на территории древней Анакопии, которая являлась столицей Абхазского царства. Границы заповедника охватывают села Псырдзха, Анухва и гору Акуя (Афонскую). На территории заповедника расположено 99 аннотированных памятников археологии, истории, природы и архитектуры. Некоторые из них являются историко-культурными комплексами.

Историко-культурные комплексы заповедника «Анакопия»

К историко-культурным комплексам относятся: ансамбль Нагорного монастыря, Анакопийская крепость, культурно-природный комплекс под названием «Ущелье р.Псырдзха», пруды и «Нижний водопад», а также царская аллея в Новом Афоне. К культурным памятникам в селе Анухва относятся исторические дороги, оборудованные арочными мостами через р. Мысра, а также карстовые образования, уникальное самшитовое ущелье, грот Агца с его наскальными рисунками, древние могильники и поселения, останки древних христианских храмов и крепостей античного времени, скит новоафонских монахов и языческие гроты-святилища. На горе Акуя расположены ацангуары, древнее святилище и паровоз, подаренный императором Александром ІІІ новоафонским монахам, бани, канатная дорога и прочее.

Маршруты заповедника «Анакопия»

В заповеднике действует три основных маршрута: Музей Абхазского царства, Анакопийская крепость и комплекс «Ущелье р.Псырдзха».

В историческом ущелье р.Псырдзха в 2002-2004 годах была благоустроена тропа, ведущая к гроту Симона Кананита, а также создан туристический маршрут. Тропу вымостили природным камнем, укрепили дамбу у второго водопада, обновили каменные ступеньки, ведущие к гроту.

В результате изыскательной работы в Анакопийской крепости в 2002 году был создан проект, предусматривающий реставрацию Главной восточной башни. В ходе археологических исследований было установлено, что восточную башню построили в середине одиннадцатого века и она выполняла роль последнего рубежа обороны абазго-византийской знати. С 2006 по 2008 год велись реставрационные работы по восстановлению башни, которые были завершены к пятнадцатилетию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне.

В Анакопийском комплексе разрабатывается проект консервации крепостной стены, храма св. Феодора, второй линии обороны и проводится изучение этих объектов: архитектурные обмеры, сбор архивных материалов, фотофиксация. Планируется также создание виртуальных моделей реконструированных объектов.

Музей Абхазского царства был открыт в мае 2010 года. В музее собрано множество экспонатов каменного и бронзового веков, эпохи античности и средневековья. Имеются стенды с оружием, принадлежавшим древним абхазам, различные предметы быта, карты, фотографии. У большинства туристов особым интересом пользуется традиционный давильный аппарат виноделов Абхазии, который выдолблен в стволе липы, а также бронзовый котел, датируемый VII веком до н.э.

Благодаря финансовой поддержке Центра Гуманитарных Программ, а также Фонда «Ресурсы Примирения», был создан в 2003 году кузнечный производственный участок, где сейчас возрождается древнее кузнечное ремесло.

В заповеднике работает школа, где обучают обрабатывать камень, а также реконструируются столярные мастерские. Например, силами заповедника в комплексе «Водопад» были восстановлены кованые перила царской лестницы, кованое ограждение комплекса, а также составлено проектное предложение относительно реконструкции территории водопада. Кроме того, в 2009 году образовался временный творческий коллектив, который занимался изготовлением рабочей модели древней «абхазской лодки», руководствуясь эскизами французского путешественника Гамба. Спонсором проекта являлся Сбербанк Абхазии. Лодка была спущена на воду в день презентации музея. Сейчас она является экспонатом музея.

Сотрудниками заповедника активно пропагандируется историко-культурное наследие. Ими подготовлено и издано двенадцать брошюр серии «Путешествие вглубь веков», создан богатый фотоархив, а также оригинальная сувенирная композиция. Заповедник постоянно расширяет границы своего сотрудничества с зарубежными коллегами. Он является соучредителем некоммерческого партнерства под названием Абхазско-Российское общество охраны памятников культуры и истории. Партнерами заповедника выступают такие организации, как Всероссийское общество по охране памятников культуры и истории, Реставрационный центр ВООПИиК, Фонд изучения наследия Столыпина.

Анакопийская крепость

Еще Антон Павлович Чехов, побывавший здесь больше ста лет назад, заметил, что тот, кто посетил Новый Афон, но не побывал на Иверской горе, подобен тому, кто пребывая в Риме не посетил Ватикан и не увидел римского папу. Анакопийская крепость расположена на высоте 350 метров от уровня моря. К ней можно подъехать на автомобиле по улице Чанба мимо Пещерного Комплекса. Асфальтированная дорога тянется серпантином к подножию горы, где обустроена видовая площадка, парковка для автомобилей, зона отдыха. Дальше грунтовая дорога уводит в село Анухва. Длительность пешеходной экскурсии в это село составляет полтора часа. Поэтому автомобиль лучше оставить на стоянке и обратиться в кассу-диспетчерскую. В ходе экскурсии вы познакомитесь со многими историческими памятниками, насладитесь изумительными видами, отдохнете, попьете воды из неиссякаемого колодца, сделаете фотографии.

Перед вами, как и перед писателем, предстанут только развалины крепости, но когда-то это был крупнейший и красивейший город-крепость на Черноморском побережье, являющийся столицей Абхазского царства. Окруженная со всех сторон несколькими оборонительными линиями, резиденция абхазских царей была неприступным и мощным сооружением. Любой камень на этой земле хранит следы кровавых побоищ, которых эта крепость пережила множество.

Первая линия обороны Анакопийской крепости

Анакопийская крепость имела две основные оборонительные линии и еще внешнюю линию обороны. Крепость занимала территорию, общая площадь которой составляла свыше 70 000  квадратных метра. Та часть крепости, где заканчивается экскурсионный маршрут, являлась первым укреплением. Первая  оборонительная линия была сооружена в IV – V веках до н.э. и представляла собой цитадель шириной 37 метров и длиной 83 метра. Ее стены достигали пяти метров в высоту и больше одного метра в толщину. Стены цитадели были построены из известняковых квадров, подогнанных довольно плотно друг к другу. Попасть в крепость можно было только при помощи приставной лестницы. Внутри цитадели находится полуразрушенный храм, который относится к раннему средневековью.

Что же касается этимологии, то название «Анакопия» переводится с абхазского, как «выступ», «изрезанная», «иссеченная крутизнами». Люди, которые разговаривали на греческом языке, называли крепость «Трахей», что в переводе означает «суровокремнистая». Анакопийская крепость под названием «Трахея» значится во многих исторических источниках. Врагам эта местность казалась суровой и недоступной. Такой ее описали современники, например, византийский историк Прокопий Кесарийский.

Вторая оборонительная линия

Эту линию Анакопийской крепости построили после Трахейского сражения. Расположена она немного ниже цитадели и состоит из западной, восточной и южной крепостных стен. Южная стена является самой мощной из них. Она имеет семь башен. Стена начинается возле обрыва ущелья реки Псырдзха, пересекает склоны горы, опускаясь ниже и заканчивается у обрыва ущелья реки Мысра. Здесь находится угловая юго-западная башня и ворота. Раньше перед воротами крепости имелась искусственная площадка, а позади главной башни располагался треугольный дворик с дополнительными воротами и мощной стеной. Семь башен этой крепости выступали немного вперед из стен и располагались через каждые 30-60 метров. В ходе раскопок, проводившихся там, где проходила вторая линия обороны, были найдены весьма интересные объекты и предметы. К ним относятся остатки небольшого храма, одиннадцать погребений с явными признаками христианского обряда захоронения людей, печь, предназначенная для обжига извести, огромное количество обломков посуды и многое другое.

Во второй половине седьмого века начался процесс возрождения абазгов. В это время происходит объединение абхазских племен и создается Абхазское княжество, которое только вассально зависело от Византии. Именно тогда и были построены башни, стены и другие элементы второй линии обороны Анакопийского комплекса, который в VII – VIII в.в. служил мощным опорным пунктом Западноабхазского (Абазгского) княжества. К седьмому веку относят и основные элементы внешней оборонительной линии. Например, башню у южной стены, которая имеет полукруглую форму, прямоугольные бойницы и сложена из известняковых камней с кирпичным поясом.

Восточная башня представляет особый интерес. Она отличается от западной и размерами, и качеством кладки. Башня имеет четырехугольную форму и достигает шестнадцати метров в высоту. Она отделена от стен цитадели. Раньше башня состояла из четырех этажей. Она имела окна, бойницы и входную дверь.

Западная башня цитадели, которая расположена у калитки, также имеет четырехугольную форму. Ее стены сохранились на уровне второго этажа. Они снабжены широким окном, бойницами и двумя дверьми. Возле юго-западного угла внешней линии обороны находится круглая четырехэтажная башня, построенная из белого камня и кирпича. Такую строительную технику использовали римляне и византийцы. Она заключалась в том, что кладка из белого камня перемежалась с прослойками из кирпича.

Научные споры о времени строительства и предназначении восточной башни были исчерпаны в результате раскопок, проведенных заповедником в 2004 году. К этим раскопкам были привлечены и археологи из Санкт-Петербурга. Полученные во время раскопок данные показали, что восточную башню построили в середине XI века. Она служила главным командным и наблюдательным пунктом. Это был последний рубеж обороны на случай падения цитадели. Защитники крепости могли некоторое время отсидеться в ней, дожидаясь подмоги и подавая сигналы. Поэтому в башне можно увидеть донжон местной власти того времени.

Башня лишена каких-либо архитектурных изысков и построена в соответствии с ее функциональным назначением. Выложена она из огромных тесаных известковых блоков с использованием известково-гравийно-песчаного раствора техникой бутовой кладки. У своего основания стены башни имеют толщину два метра и постепенно сужаясь, в наивысшей точке  уже имеют 1,6 метра. В 2008 году закончили реставрацию башни. Сейчас она открыта для посещения туристами.

Храм Святого Великомученика Феодора Тирона

На Анакопийской горе в VI-VII веке был построен самый первый храм, который был посвящен Пресвятой Богородице. В средневековых грузинских летописях XI века, рассказывающих о битве с арабами у стен Анакопийской крепости в тридцатые годы VIII века, описана чудодейственная сила иконы Пресвятой Богородицы из этого храма. Позже, в одиннадцатом веке, храм перестроили и посвятили св. Феодору Тирону. Это подтверждает и эпиграфический памятник, который был найден в цитадели. Остатки построек храма, принадлежащих к разным историческим временам, еще не достаточно изучены. Последние изменения производились в начале двадцатого века монахами Новоафонского монастыря. Тогда ими были расчищены завалы возле южного придела храма, а также смежного с восточной стеной помещения, назначение которого не установлено. Также была произведена докладка стен пристроек храма и частично изменена планировка прилегающей к храму территории.

Еще в древности недалеко от храма была выдолблена цистерна в скале (осадочный колодец), предназначение которой заключалось в сборе дождевой воды. Над цистерной была сооружена водосборная терраса. Монахи в двадцатом веке расчистили древнюю цистерну и теперь в «колодце» не иссякает чистая питьевая вода. Вода просачивается в емкость через углубление метрового диаметра, которое, возможно, имеет карстовое происхождение. В древности в нем собиралась дождевая вода, а в наше время вода, наверное, поступает в результате образования конденсата на стенах цистерны под влиянием влажных и теплых воздушных масс. Этот колодец считают одним из «чудес» Анакопийской крепости. Сюда приезжает множество паломников уже на протяжении многих лет.

Эпиграфические памятники Анакопии

За алтарной частью древнего храма в 1866 году был найден камень, на котором высечена греческая надпись, сообщающая о том, что храм был воздвигнут при архиепископе Михаиле. Можно предположить, что упоминаемый архиепископ является архиепископом Константинопольским Михаилом Керулларием. Интересна еще одна плита с надписью на древнегреческом языке, которую прочитал академик Латышев. Эта надпись гласит о том, что императором Константином IX Мономахом (1042 – 1055 г.г.) производились перестройки Анакопии. К этому времени также можно отнести перестройку раннесредневекового храма.

На мраморном обломке сохранилось изображение креста и греческая надпись десятого века, на которой указаны дата кончины какого-то лица и имя пресвитера Евстафия, подписавшего этот надгробок. Из этого можно сделать выводы, что в тридцатые годы десятого века в Анакопии проживали пресвитеры, которые умели писать по-гречески. В это время в Византии царствовал Константин Багрянородный, а царем Абхазии был Константин III.

Анакопийские раннехристианские скульптурные памятники

В музее представлены группы фрагментов раннехристианских деталей из белого камня. Особо можно выделить три плиты, которые служили навершиями для небольших окон. На одной из этих плит изображен зверь (вепрь или лев), а по сторонам расположены две вихревые розетки, являющиеся древними солярными знаками. В центре второй плиты изображена рыба, а по ее краям – схематические кипарисы. Эти изображения являются известными раннехристианскими символами с широким значением. Изображение рыбы имеет особый евхаристический смысл и является одним из наиболее распространенных символов. По-гречески рыба представляет анаграмму первых букв греческой формулы имени Иисус Христос. На третьей плите изображен равноконечный крест с расширяющимися концами. По центру каждой ветви имеются глубокие точки, а боковые рукава креста соединяются полуфигурами льва и быка. По сторонам плиты вырезана традиционная надпись, которая означает «Иисус Христос побеждай». Здесь также были найдены небольшие обломки мраморной плиты и колонки VI века с изображенными на них листьями плюща. На фасаде раннехристианской церкви была расположена еще одна плита с изображенными на ней тремя крестами под аркой. Центральный крест отличался немного большими размерами.