На горном живописном плато, в самом центре села Бедия стоит величественный храм. Обрывы каменистого плато одновременно являются и естественной крепостью, которая имеет единственный подъезд к храму, расположенный с западной стороны. С этого места открываются великолепные виды на вершины Кавказского хребта и побережье Черного моря. Бедийский храм – это ценнейший памятник средневековой архитектуры Абхазии. Его возвели при правителе Баграте III в конце десятого века на честь Влахернской иконы Божьей матери. Сам строитель был похоронен здесь в 1014 году.
Бедийский храм принадлежит к крестово-купольным храмам. Он состоит из апсиды алтаря, четырех подкупольных устоев, прилегающих боковых помещений. Стены храма снаружи и внутри облицованы серо-желтыми гладкими песчаниковыми плитами. Внешняя сторона восточной стены украшена большим крестом. Наличники входов и окон украшены изящной и простой резьбой, которая отличается разнообразием сюжетов. На стенах собора сохранились три слоя фресок, датированных XVI, XIII-XIV и X-XI веками. Богатые росписи, к сожалению, в большинстве своем были утеряны. Неплохо сохранилось изображение сюжета из ветхого завета с ликом Константина на западной стене храма.
На расстоянии ста метров от храма можно увидеть развалины каменного дворца шестнадцатого столетия с остатками колонн нижнего этажа. К дворцу с севера примыкала колокольня, построенная в XIII-XIV веках. Через ее первый этаж можно было пройти на территорию собора. На втором этаже дворца, скорее всего, находились жилые помещения епископов, а возможно и царя. В средние века в этом храме находилась кафедра епископа. Его власть распространялась на территории, которые находятся между реками Галидзга и Ингур.
Во времена политического единства Грузии и Абхазии, епископ Бедийский в списках церковных иерархов занимал двадцать шестое место, а на коронации царя Абхазии стоял сразу за Сухумским. Также он упоминается среди участников поместных соборов. Богослужения в соборе прекратили во второй половине семнадцатого столетия и возобновили только во второй половине девятнадцатого столетия.
Сейчас в Бедийском храме проводятся реставрационные работы.
Событие, которое состоялось в Бедийском соборе в 2010 году можно назвать знаковым. В храме за последние пятьсот лет состоялся молебен на славу воинства Абхазии. Его совершил иерей Виссарион (Аплиа), глава Православной церкви Абхазии. К собору с самого утра собирались жители окрестных сел и городов Ткуарчал и Сухум. Среди них были ветераны войны, депутаты парламента, военнослужащие Абхазской армии, представители районной власти, гости республики. Иерей Виссарион после молебна освятил медали от Министерства обороны Абхазии. После этого была проведена церемония их вручений. Больше сорока жителей села наградили посмертно. Также были награждены жители сел Агу-Бедиа и Бедиа, которые оказывали бойцам Абхазской армии всяческую помощь во время Отечественной войны абхазского народа в 1992-1993 годах. Награды были вручены министром обороны Мирабом Кишмария, а среди награжденных был Шота Кантария, сын Героя Советского Союза Мелитона Кантария.
Бедийское сокровище Достояние собора – золотой потир или бедийская чаша, которую признали ценнейшим историческим образцом чеканки и златокузнечества десятого века. Этот сосуд высотой 12,5 см имеет круглую форму, диаметр которой составляет четырнадцать сантиметров. Чаша изготовлена из червонного золота. Ее поверхность разделена на двенадцать частей, которые имеют вид арок. Под каждой из них изображены рельефные фигуры Богоматери, Спасителя, апостолов и евангелистов. От потира осталась только верхняя часть, которая в настоящее время, как и много других уникальных культурных ценностей Абхазии, хранится в грузинском Музее искусств. Ножку чаши украсили позднее драгоценными камнями по приказу Бедийского митрополита. Ножку чаши дважды похищали в семнадцатом и в девятнадцатом веках. Сейчас она считается утерянной. Совсем недавно первоначальный вид чаши удалось воссоздать, благодаря фотографиям Карлы Серены, первой женщины-путешественницы Европы. Смелая итальянка путешествовала одна по Абхазии, а затем публиковала свои труды в журнале «Вокруг света», который издавался во Франции.
Бедийская чаша, кроме высоких художественных качеств, позволяет еще точно датировать окончание строительства Бедийского храма. Надпись, вычеканенная по краю чаши, гласит, что ее подарили храму в 999 году царь Баграт ІІІ и его мать Гурандухт. Национальным банком Абхазии в 2010 году были выпущены в обращение памятные монеты из серебра «Бедийский собор св. Марии-богородицы», «Мыкуский успенский собор», «Драндский успенский собор», «Лыхненский успенский храм», «Ново-Афонский храм св.Симона Кананита», «Елырский храм св. Георгия», «Пицундский собор св. Андрея Первозванного» номиналом 10 апсаров. Эти монеты относятся к серии "Исторические памятники Абхазии" и имеют форму круга, диаметр которого 39 мм.
Нельзя оставить без внимания и назревший вопрос относительно реституции культурных ценностей. Речь прежде всего идет о возвращении из Гелатского монастыря чудотворной иконы Пицундской Божьей Матери. Этот вопрос был поднят известным писателем, религиозным и общественным деятелем Муравьевым еще в 1848 году. Эта проблема актуальна и сегодня. Среди бесценных материалов, вывезенных в Грузию, числится знаменитый мозаичный пол из Пицундского городища, выносной золотой крест Пицундского храма, золотая чаша-потир Бедийского храма, серебряный античный шлем из Эшера – всего почти пятьдесят наименований!
|